История и значение МасленицыМасленица - это праздник который еще называется как масленичкая (сырная) неделя.По Церковному Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя),
но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц.
Наверное один из смыслов праздника в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года,
конец жизни (зима всегда была аллегорией старости) - и одновременно сливается в бесконечность -
все возрождается к новому движению.
В образе Масленицы "Переломной" заключены конец и начало года, конец одного и начало другого этапа жизни людей,
тесно связано с природой, ее законами.
Русский народ называл встречу весны - встречей Масленицы, изгнание зимы - сожжением Масленицы или её проводами.
В старину эта неделя перед Великим постом была буквально переполнена праздничными делами;
обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни.
Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
В древности масленица продолжалась две недели и приходилась на март.
В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели.
Так, что после этого, праздник приобрел своё новое "расписание".
Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:
Понедельник - "встреча"Понедельник - встреча, закликания весны.
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду,
насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне.
Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны.
Да вот, например:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.Вторник - "заигрыш"Вторник - заигрыши, появлялись скоморохи и гусляры.
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления.
В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ
с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе
с Петрушкой и масленичным дедом.
На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам,
где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.
Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях.
Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.
Среда - "лакомка", "разгул", "перелом"Среда - активное блиноедение, хождение в гости.
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами.
В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво.
Повсюду появлялись театры, торговые палатки.
В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи,
медовые пряники.
Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг - "разгуляй-четверток", "широкий";
Четверг - "запивание" блинов, кулачные бои.
На этот день приходилась середина игр и веселья.
Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси.
Были в них и свои строгие правила.
Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют"),
вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь),
бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку.
За нарушение этих правил грозило наказание.
Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один"
(как у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз").
Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков.
С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный.
Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.
Пятница - "тёщины вечера", "тёщины вечорки"Пятница - штурм зимнего городка (крепости Марены).
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.
А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе,
чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл).
Однако, (как вы, наверное, уже поняли из названия этого дня масленичной недели) самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала
настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины.
Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок.
Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов:
сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота - "золовкины посиделки"Начнем с того, что "золовка" - это сестра мужа. Откуда пошло такое название?
Может, от слова зло?
Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней?
Что ж, случалось и такое... (но не всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками,
т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше: "Не брать в жены своих, местных").
Воскресенье - "прощённый день"Воскресение - проводы, сожжение Масленицы - Марены, прощение обид, нанесенных друг другу за время праздника.
В книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй".
Второй же отвечал: "Бог тебя простит".
Обида была забыта.
С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.
Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".Однако самым главным событием масленичной недели было посещение тёщи зятьями,
для которых она пекла блины и устраивала пир.
После этого наступал великий пост, хотя во многих уголках России, празднование продолжалось еще и в понедельник и вторник,
но уже не на улице и прилюдно, а в домашнем кругу.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]